Методика оценки уровня притязаний личности
Опросник В.К. Горбачевского
предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством
диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник заполняется
испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной
деятельности (учебной, спортивной, производственной и т.п.). Предполагается,
что после ответов на вопросы теста В. Горбачевского испытуемый продолжает действовать
над завершением учебного или производственного задания. Время на его
выполнение не лимитировано. Задание не обязательно должно быть выполнено в один
день, на одном занятии. (Можно применять в ходе диагностики, прерывая работу.)
Инструкция по заполнению опросника В.К. Гербачевского
По завершении одного из этапов предложенного
вам задания, когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит
работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить
на тест-опросник В.К. Гербачевского.
Прочтите каждое из приведенных в
опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны
с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если
полностью согласны с высказыванием — +3; если просто согласны — +2; если скорее
согласны, чем не согласны, — +1; если вы совершенно не согласны — -3: если просто
не согласны — -2; если скорее не согласны, чем согласны, — -1. Если же вы не
можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте — 0. Все
высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в
момент, когда работа над заданием прерывается.
Анализ и интерпретация данных исследования
Проблемные ситуации,
возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к
актуализации ряда потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные,
потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих
потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени
и сил, прогнозные оценки развития личностных качеств. По результатам тестирования определяется мотивационная
структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По
каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа и
правил перевода испытуемого в баллы.
Подсчет баллов с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*),
осуществляется по правилам обратного перевода.
ПРАВИЛА
ПРЯМОГО И ОБРАТНОГО ПЕРЕВОДА ОТВЕТОВ В БАЛЛЫ
Перевод
|
Шкала для ответов
|
-3
|
-2
|
-1
|
0
|
+1
|
+2
|
+3
|
Прямой Обратный
|
1
7
|
2
6
|
3
5
|
4
4
|
5
3
|
6
2
|
7
1
|
условно
компоненты
мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).
В первую группу входят 6 компонентов,
представляющих собой ядро
мотивационной структуры личности. К ним относятся: компонент 1 — внутренний
мотив. Выражает уверенность,
увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания
привлекательность; компонент 2 — познавательный
мотив. Характеризует субъекта
как проявляющего интерес к результатам своей деятельности; компонент 3 — мотив
избегания. Свидетельствует о
боязни показать низкий результат и вытекающих из этого последствий; компонент 4 — состязательный
мотив. Показывает, насколько
субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов; компонент 5 — мотив к смене
текущей деятельности. Раскрывает
переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в
данный момент; компонент 6 — мотив
самоуважения. Выражается в
стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в
однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты,
составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно
побуждающих субъекта к определенному виду деятельности. Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением
достаточно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел:
компонент 7 — придание личностной значимости результатам
деятельности; компонент
8 —уровень сложности задания; компонент 9 — проявление
волевого усилия. Выражает
оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием; компонент 10 — оценка уровня
достигнутых результатов.
Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности; компонент
11 — оценка своего потенциала. В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта: компонент 12 — намеченный уровень мобилизации
усилий, необходимых
для достижения целей деятельности;
компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности. Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы
соответствующей деятельности. В нее входят два компонента: компонент 14 — закономерность
результатов. Выражает
понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей; компонент 15 —
инициативность. Выражает
проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед
собой задач.
Перечисленные компоненты
представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе
выполнения задания. Выше было сказано, что центральным звеном в этой
структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент
самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня
притязаний личности.
Оценки каждого компонента
мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль
испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми
рассмотренными компонентами.
Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня
притязаний, формируется на основе трех высказываний: 12. Чем лучше показываешь
результат, тем больше хочется его превзойти. 21. Я хочу ставить все более и
более трудные цели. 30. Чем труднее цель, тем больше
желание ее достигнуть. Суммарное количество баллов,
которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до
21.
Хотя нормативных данных для
опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам
устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного
профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными
показателями уровня притязаний:
низкий уровень: 3—9 баллов;
средний уровень: 10—16 баллов;
высокий уровень: 17—21 баллов.
|