"Мотивация успеха и боязнь неудачи" (Опросник А. А. Реана)
"Мотивация
успеха и боязнь неудачи" (опросник А. А. Реана)
Инструкция. Отвечая на
нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ "да"
или "нет". Если Вы затрудняетесь с ответом, то
вспомните, что "да" объединяет как явное "да", так и
"скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет": он
объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да".
Отвечать на вопросы
следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в
голову, как правило, является и наиболее точным.
ТЕКСТ
ОПРОСНИКА
1. Включаясь в
работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности
активен.
3. Склонен к
проявлению инициативности.
4. При выполнении
ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю
крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
трудности.
6. При встрече с
препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании
успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность
деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
внешнего контроля.
9. При выполнении
достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
деятельности ухудшается.
10. Склонен
проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен
планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую,
то, скорее с умом, а не бесшабашно.
13. Не очень
настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю
ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые
цели, чем нереально высокие.
15. В случае
неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило,
снижается.
16. При чередовании
успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю
планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в
условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже
если задание достаточно трудное.
19. В случае
неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не
отказываюсь.
20. Если задание
выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
За каждое
совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл.
Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество
набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на
неудачу (боязнь неудачи).
Если количество
набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация
на успех (надежда на успех).
Если количество
набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный
полюс ярко не выражен.
При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9 -
есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12,
13 - имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация
на успех
относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело,
имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе
активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха.
Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и
активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.
Мотивации
на неудачу
относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека
связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в
основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная
дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания
этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди,
мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой
уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при
необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние
близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих
случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться
с весьма ответственным отношением к делу.