Цель: Помочь исследуемому разобраться в
многообразной системе своих отношений, выявить нарушения этих отношений, что
может способствоватьпоискувозможныхпутейдляихнормализации, восстановления.
Описание: Перед началом исследования
проводится инструкция (см. Текст № 3 и Текст № 4). Рекомендуется вначале
закончить начатые фразы по Тексту № 3, а затем по № 4 (соответственно первому и
второму варианту). При затруднении выполнения задания необходимо повторить
инструкцию и дать примеры ответа.
Текст № 3:
Инструкция: "Прочитайте незаконченные
предложения, дополнив их (вписывая) первой пришедшей Вам в голову мыслью.
Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь
предложение, оставьте его и займитесь следующим, а на пропущенное ответите
позже. Будьте правдивы сами с собой. Это задание крайне необходимо для
тренировки Вашей памяти и внимания".
Закончите эти
предложения;
1.Моя специальность ...
2.Моя семья...
3.Боюсь...
4.Деньги...
5.Моя мечта ...
6.Работа...
7.Мои сны ...
8.Бороться...
9.Больше всего люблю ...
10.Дома...
11.Моя голова ...
12.Дети...
13.Меня беспокоит...
14.Смерть...
15.Мой вид...
16.Друзья...
17.Если бы я мог ...
18.Мои планы ...
19.Скрываю...
20.Когда мыслю …
Текст № 4:
Инструкция: (как и для № 3) "Закончите
предложения:"
Думаю, что мой отец ...
Если все против меня, то ...
Я всегда хотел...
Будущее кажется мне...
Мое начальство...
Если бы я занимал руководящий пост ...
Знаю, что это глупо, но боюсь ...
Думаю, что настоящий друг ...
Когда я был ребенком ...
Идеалом женщины ( или мужчины ) для меня
является ...
Когда я вижу женщину вместе с мужчиной ...
По сравнению с большинством других семей, моя
семья ...
Лучше всегда работается...
Моя мать ...
Сделал бы все, чтобы забыть ...
Если бы мой отец только захотел ...
Я достаточно способен на то ...
Я бы мог быть очень счастливым, если бы ...
Если кто-нибудь работает под моим руководством
...
Надеюсь на...
В школе мои учителя ...
Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
...
Не люблю людей, которые ...
До начала "перестройки"...
Супружеская жизнь кажется мне ...
Моя семья обращается со мной, как с ...
Считают, что большинство девушек (или юношей)...
Люди, с которыми я работаю ...
Моя мать и я ...
Моей большой ошибкой было ...
Я хотел бы, чтобы мой отец...
Моя наибольшая слабость заключается в том ...
Моим скрытым желанием является ...
Мои подчиненные ...
Наступит день, когда ...
Когда ко мне приближается мой начальник ...
Хотелось бы мне перестать бояться ...
Больше всего люблю тех людей, которые ...
Если бы я еще раз стал молодым ...
Считаю, что большинство мужчин (или женщин)...
Если бы у меня была нормальная жизнь ...
Большинство известных мне людей ...
Люблю работать с людьми, которые ...
Считаю большинство матерей ...
Когда я был молодым, то чувствовал себя
виновным, если
Думаю, что мой отец ...
Когда мне начинает не везти, я ...
Когда я даю другим поручение ...
Больше всего в жизни я хотел бы ...
Когда буду старым ...
Люди, превосходство которых над собой я признаю
...
Мои опасения заставили меня ...
Когда меня нет, мои друзья ...
Моим самым живым воспоминанием детства является
...
Мне очень не нравится, когда мужчины (или
женщины)...
Моя жизнь ...
Когда я был ребенком, моя семья ...
Люди, которые работают со мной ...
Я люблю свою мать, но ...
Самое худшее, что мне пришлось совершить, это
...
Обработка результатов и их
интерпретация:
При обработке результатов учитывается качество ответа (смысл
законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание
ответа), а также эмоциональные реакции исследуемого. В первом варианте фраз,
простых по содержанию, выявляется отношение исследуемого к жизненным ситуациям,
самому себе, окружающему, трудовой деятельности и т. д. Это позволяет получить
общие представления о скрытых переживаниях, которые не удается, как правило,
выявить при обычной беседе. Второй вариант, адаптированныйвлабораториимедицинскойпсихологииНИИ психоневрологии им В. М .Бехтерева, позволяет выявлять не только
отношения исследуемого к окружающему (сотрудникам, членам семьи, учителям и т.
д.), но и черты характера (мнительность, эгоизм), или скрытые, зачастую
неосознанные им переживания (ипохондрические идеи, мысли об аутоагрессии,
психогенные факторы и др.). Ответы при заполнении предложений могут выражать
положительно, отрицательно или безразличное отношение.Законченные предложения второго варианта (текст № 4) можно разделить на 15
групп(вариант
ключа):