По своему характеру
тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для
статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть
представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и
как единственный метод исследования обычно не используется и требует
объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция:
"Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его
НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием".
Показатели и
интерпретация.
Положение рисунка
на листе. В норме рисунок
расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше
всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом
средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка
ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как
высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью
признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание,
тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в
нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в
социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная
смысловая часть фигуры (голова
или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к
деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется -
осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не
доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов,
наклонностей.
Голова повернута
влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь
незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться.
Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант:
отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить
дополнительно.)
Положение
"анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется
как эгоцентризм.
На голове
расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение
детали "уши" – прямое: заинтересованность в информации, значимость
мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию
определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной
оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие
эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего
поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ
трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с
прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот
без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость
возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная
агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ
на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и
подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость,
тревожность).
Особое значение
придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха:
подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или
отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для
мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают
редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней
красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в
соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой
ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также
бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия.
Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами –
характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к
самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие
прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на
свою сексуальную роль.
Несущая, опорная
часть фигуры (ноги, лапы, иногда
– постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к
размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность,
обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам,
формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность
суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда
импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии
ног).
Обратить внимание
на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или
небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за
своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность
формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и
установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в
форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений,
самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно
необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части,
поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими:
крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде
завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных
областей человеческой деятельности, уверенность в себе,
"самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением
окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем
числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей
деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа –
крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность
обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее
несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям,
выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим
действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным
возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная
окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно,
положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение
в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).
Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся,
звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа
щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от
окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и
тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной
линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты,
"заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты -
соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против
вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей,
начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек,
непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь
осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к
самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы
"защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом
корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева -
больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли
необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем
животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с
заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто
примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых,
но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше
составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В
обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое
соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая
паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на
него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это
не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии,
видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей
руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой
символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера
линии (дубляж линии, небрежность,
неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга
линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от
вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же,
как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм,
незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически
животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва,
бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это
отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем
положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой,
слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель
самого рисующего.
Уподобление
рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение
прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием
животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая
похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об
инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности
"очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен)
аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень
агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке,
независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в
этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить
внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди
при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на
проблеме секса.
Фигура круга
(особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к
скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать
сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие
рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание
на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" –
постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник;
прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в
тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у
больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие
возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:
банальность, отсутствие творческого начала принимают форму
"готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи,
рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь,
чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с
перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения
фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может
выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц,
"бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант –
словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием
("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка
при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным
образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются
названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие",
"лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное
отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие
аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в
суждениях над рациональными.
Наблюдаются
иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд"
и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим.
Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру",
"лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к фантазированию
(чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями
("аберосинотиклирон", "гулобарниклетамиешиния" и т.п.).