Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности
Опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности
Любая черта морально-этической сферы личности проявляется
в определённых ситуациях требующих актуализации и конкретного внешнего
проявления нравственных иморальных
качествв действиях и поступках.
Последнее, в свою очередь, может выражаться в широком диапазоне (диспозициях)
поведения. Помимо анализа этической корректности собственно поступков важно также учитывать их явную и (если это
возможно) латентную детерминацию (бессознательные аспекты мотивации, степень
осознанности и рефлексии).
Ниже приводитсяописание шкал опросника.
Шкала 1. Рефлексия на морально-этические ситуации
(моральная рефлексия или рефлексия актуализирующаяся в ситуациях связанных с
морально-этическими коллизиями и конфликтами).
Шкала 2. Интуиция в
морально-этической сфере (нравственная интуиция).
Шкала 3. Экзистенциальный
аспект ответственности.
Шкала 4. Альтруистические
эмоции.
Шкала 5.
Морально-этические ценности.
Шкала 6. Шкала лжи.(социальной
желательности)
·методика
Марлоу -Крауна;
·шкала
социальной ответственности (К.К.Муздыбаева.);
Высокий уровень
сформированности морально-этической ответственности связан с социальной
ответственностью,высоким уровнем
самопонимания, низким уровнем социальной желательности.
ИНСТРУКЦИЯ.
Предлагаем принять участие в оценке особенностей Вашей
личности. Для этого Вам необходимо ответить на ниже приведённые утверждения.
Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте "+” (да),
если нет - знак "-”. Если затрудняетесь ответить, то 0 (не знаю). Обращаем Ваше
внимание на то, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от
искренности и точности Ваших ответов.
1.Мне кажется, что любовь в
современном мире потеряла свою ценность.
2.Я думаю, что интуитивно
оценить аморальность человеческого поступка не может никто.
3.Я думаю, что постоянный
анализ своего поведения и поступков вещь нужная, но не необходимая.
4.В жизни я больше
придерживаюсь принципа: "Мне нравится”, а не "Я должен”.
5.Я думаю, что такие
понятия как "долг” и "честь” утратили своё первостепенное значение.
6.Я никогда не пропускал интересных
занятий в ВУЗе.
7.Мне кажется, что
бескорыстно помогать другим людям- способствовать развитию у них инфантилизма.
8.Советоваться с внутренним
голосом, решая этические проблемы, свойственно людям со слабо развитым
мышлением и рефлексией.
9.Люди, которые постоянно
занимаются "самокопанием”, обычно неуверенны в себе и мало адаптивны в
обществе.
10.Мне кажется, что только сильная личность способна
отвечать за свою жизнь и поступки.
11.Люди, которые постоянно борются за справедливость, на
самом деле выскочки и завистники.
12.Я никогда никому не отказываю в помощи, даже если это
ущемляет мои интересы.
13.Сочувствие и сопереживание другому человеку - это не
решение проблемы, а уход от неё.
14.Я думаю, что моментально выбрать правильное решение в
сложной этической ситуации не может никто.
15.Анализируя мотивы поведения других людей, я получаю
удовольствие.
16.Я думаю, что человек не может полностью отвечать за то,
что с ним происходит в жизни.
17.Если постоянно прислушиваться к голосу своей совести,
можно остаться "без хлеба насущного”.
18.Я понимаю, что спорить с родителями бесполезно, поэтому
никогда не делаю этого.
19.Искренняя радость за успехи другого человека является, на
мой взгляд, обратной стороной зависти.
20.Усматривание в окружающих меня явлениях действия сил
"добра и зла” кажется мне примитивным и устаревшим.
21.Если постоянно задумываться о правильности жизни, то и
жизнь может пройти мимо.
22.Я думаю, что человек не обязан отвечать за кризисы и
конфликты, произошедшие в его жизни.
23.Общество диктует человеку свои ценности и идеалы и никуда
от этого не деться.
24.Я никогда не оцениваю людей.
25.Обычно чувство вины свойственно людям с низкой
самооценкой, неуверенным в себе.
26.Люди, которые постоянно следуют голосу совести, выглядят
смешно и не современно.
27.Я думаю, что нужно делать дело, а не задумываться над
тем, как это отразится на людях.
28.Безответственность, иногда проявляемая человеком, бывает
идёт на пользу окружающим.
29.Я думаю, что в работе иногда нужно прибегать к принципу:
"Цель оправдывает средства”.
30.Манипулировать неэтично и я никогда этого не делаю.
Ключи:
Шкала 1. Рефлексия на морально- этические
ситуации. (конфликты, коллизии) - ответы "нет” на вопросы 3,9,21,27: ответ "да”
на вопрос 15.
Шкала 2. Интуиция в
морально-этической сфере - ответы "нет” на вопросы 2,8,14,20,26.
Шкала 3. Экзистенциальная
ответственность - ответы "нет” на вопросы 4,10,16, 22,28.
Шкала 4. Альтруистические
эмоции - "нет” на вопросы 1, 7, 13, 19,
25.
Шкала 5. Морально- этические
ценности- ответы "нет” на вопросы 5, 11, 17, 23, 29.
Шкала 6. Шкала лжи- ответы
"да” на вопросы 6, 12, 18, 24, 30.
Если количество баллов по шкале
лжи составляют от 3 до 5 - результаты недостоверны.
Для того, чтобы выявить уровень
сформированности морально-этической ответственности необходимо суммировать
результаты, полученные по шкалам опросника.
Низкий уровень сформированности
морально-этической ответственности - 0 до 5.
Средний уровень сформированности
морально-этической ответственности - 5 -15.
Высокий уровень сформированности
морально-этической ответственности - 15 -25.