Воскресенье, 24.11.2024, 23:00
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ЗАЧЁТ"
(курсовые, дипломные, рефераты)
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Написание дипломных, курсовых, контрольных и др. работ по всем дисциплинам. Качество, индивидуальный подход, сопровождение. АКЦИЯ к новому семестру: каждая десятая работа бесплатно!

МЕНЮ САЙТА
ФОРМА ЗАКАЗА
 
ВЫБРАТЬ ИЗ ГОТОВЫХ
 
ДЕНЬГИ ДЛЯ ПРОЕКТА
 
Категории раздела
Познавательные процессы [6]
Социальная зрелость [2]
Индивидуальные особенности [15]
Межличностные отношения [5]
Внутрисемейные отношения [5]
Профориентация [3]
Руководство и отношение к работе [3]
Компетентность в общении [4]
Внутригрупповые отношения [3]
Проективные тесты [7]
Готовность ко школе [1]
Погода
Обмен баннерами
 Курсовые, дипломные, рефераты
Главная » Методики » Внутрисемейные отношения

Тест-опросник родительского отношения (Тест А.Я. Варга, В.В. Столина)

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)


      Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

      Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
     
      Структура опросника


     
      Опросник состоит из 5 шкал.

 
      1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

     
      2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
     
      3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
      Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
     
      4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
     
      5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
      В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация". В экспериментальной и контрольной группах также 1 были получены значимые факторы: 3 - в экспериментальной, 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью - "маленький неудачник". На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.
      Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности, родительского отношения лиц, испытывающих трудности в вос- питании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.


     
      Текст опросника
     
      1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
      2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
      3. Я уважаю своего ребенка.
      4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
      5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
      6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
      7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
      8. Мой ребенок часто неприятен мне.
      9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
      10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
      11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
      12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
      13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
      14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
      15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
      16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
      17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
      18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
      19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
      20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
      21. Я принимаю участие в своем ребенке.
      22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
      23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
      24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
      25. Я жалею своего ребенка.
      26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
      27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
      28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
      29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
      30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
      31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
      32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
      33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
      34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
      35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
      36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
      37. Я всегда считаюсь с ребенком.
      38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
      39. Основная причина капризов моего ребенка-эгоизм, упрямство и лень.
      40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
      41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
      42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на
      что хорошее.
      43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
      44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
      45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
      46. Мой ребенок часто раздражает меня.
      47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
      48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
      49. Я не доверяю своему ребенку.
      50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
      51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
      52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
      53. Я разделяю интересы своего ребенка.
      54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
      55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
      56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
      57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
      58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
      59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
      60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
      61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
     
      Ключи к опроснику
      1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,52,53, 55,56,60.
      2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25,31,34,35,36.
      3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41,58.
      4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50,57,59.
      5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
     
      Порядок подсчета тестовых баллов
     
      При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".
      Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
      - отвержение,
      - социальная желательность,
      - симбиоз,
      - гиперсоциализация,

      - инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Категория: Внутрисемейные отношения | Добавил: olga (05.11.2009)
Просмотров: 22931

ПОИСК ГОТОВЫХ РАБОТ
УСЛУГИ
  • Заказать реферат
  • Заказать контрольную
  • Заказать эссе
  • Заказать доклад
  • Заказать курсовую
  • Заказать дипломную
  • ГОТОВЫЕ
  • Готовые дипломные
  • Готовые курсовые
  • Готовая практика
  • Рефераты/доклады/эссе
  • Готовые контрольные
  • Ответы на вопросы к экзаменам
  • Партнеры
  • Центр психологической поддержки "Источник"
  • Мастерская душевных подарков
  • Студия массажа "Revival"
  • Шейпинг-студия "Стихия"
  • Ссылки
  • Статистика
    3D облако тегов
     
    Консультационный центр "Зачёт"© 2024


    Копирование материалов разрешено только при указании активной ссылки на данный сайт